Разноцветная симфония

Перед этими моточками трудно устоять, и у каждой второй вязальщицы они есть в запасах — переливающиеся невероятной красоты цветовыми переходами или поражающие яркими всполохами.

Но реальность — готовые изделия из пряжи секционного окрашивания – часто разочаровывают… Секционка — это всегда вызов вкусу и чувству меры. Несмотря на красоту, испортить её неудачным изделием проще простого.

Я давно призналась себе, что вязать из секционной пряжи мне нравится намного больше, чем из однотонной.  И вяжется быстрее — если однотонную вещь спокойно откладываешь и идёшь спать, то с секционкой очень трудно остановиться и можно просидеть за вязанием до рассвета, забыв про сон и необходимость рано вставать — очень интересно, как ляжет цвет дальше, и это затягивает. Я коллекционирую «рецепты приготовления секционки» в надежде когда-нибудь повторить всё это и изобрести что-то свое.

Секционнокрашенная пряжа бывает очень разная, и про особенности работы с каждым из её видов можно написать не одну статью, но для данного обзора мы ограничимся простейшей классификацией по длине секций и остановимся на двух крайностях — очень длинные цветовые переходы и, наоборот, очень короткие.  Как ни странно, часть рецептов для этих видов секционки — таких разных! – общие.

Соло

При работе с любой секционкой нужно сразу забыть о сложных узорах. Во-первых, они скорее всего не будут читаться, во-вторых — акцент должен быть один, иначе получится какофония. Наше восприятие так устроено, что мы в первую очередь видим цвет, который вызывает в нас эмоции и ассоциации — и всё остальное будет бессознательно восприниматься как нечто мешающее этой «цветотерапии».

Зато можно бесконечно экспериментировать с направлением вязания. Просто полоски, пусть даже широкие с мягким перетеканием цвета — это, во-первых, слишком просто (хотя тоже эффектно), во-вторых — не каждую фигуру украсят, в-третьих — часто требуют подгонки секций (например, чтобы рукава или полочки получились одинаковыми). А вот если вязать по диагонали, или взять узор, который ложится волнами или шевронами,  или вязать в технике энтрелак, или собрать вещь из мотивов — совершенно другой эффект.

Варежки Hitchhands от немецкого дизайнера Martina Behm (вверху) и шапочка Langfield её же авторства (внизу).

Шарф-палантин Three Sisters Scarves # Two by Monika Steinbauer, выполненный из пряжи Jojoland Melody Superwash.

Одна из самых популярных моделей пледов из секционной пряжи — Ten Stitch Blanket by Frankie Brown.

Особенно осторожно надо подходить к прямому вязанию из короткосекционной пряжи. К сожалению, мало моделей, состоящих из ровных прямоугольников одинакового размера (плюс эти «мешки» мало кому идут), и как только вы начинаете делать убавки и прибавки— мелкая рябь, которая  до этого момента выглядела вполне прилично и даже интересно, меняет ритм и расползается непредсказуемыми пятнами. Для короткосекционки желательно выбирать малые формы — носок или шарфик испортить трудно.

Почти из любой секционки получаются очень забавные игрушки.

Медведь Vera by Annita Wilschut

Котик C is for Cat by Emily Ivey

Если выбор цветов не очень контрастный — может хорошо смотреться мелкий несложный ажур.  Ну и все приемы с изменением направления вязания, упомянутые выше — годятся.

А для истинных любителей короткосекционки — техника pooling. Нужно связать образец, выяснить, сколько получается петель каждого цвета в рамках одного цветового раппорта, а затем рассчитать, в какой рисунок сложатся эти короткие цветные фрагменты. Для облегчения расчетов есть специальный сайт. Вы удивитесь, как меняется узор при изменении ширины полотна всего на пару петель. Будьте осторожны — после посещения этого сайта немедленно захочется закупить несколько видов принтованной пряжи и проверить, правда ли оно так получится.

Эксперимент с пулингом от Statnerd из Хьюстона (США).

Дуэт

Если сочетать секционку с однотонной пряжей, за ней по-прежнему сохраняется главная роль, но вещи получаются более спокойными и элегантными. Классический и самый простой пример — шарф Noro Striped Scarf by Jared Flood, где полосы длинносекционной пряжи чередуются с такой же ширины однотонными. Однотонный компаньон может быть из ахроматической гаммы (белый, серый, чёрный), может повторять цвет одной из секций, а может и не повторять — все зависит от конкретной пряжи и задуманного проекта.

Этот приём работает для пряжи с любой длиной цветовых секций. А вот если вязать жаккард — то с короткими секциями может получиться ерунда. Но из длинносекционки жаккарды великолепны. Как и модные в этом сезоне модели в технике brioche. 

Шарф двухцветной английской резинкой, где один из цветов — секционная пряжа со средней длинной секции.

Жаккард из эстонской пряжи Kauni. Авторство фото установить не удалось, если вы автор — свяжитесь, пожалуйста, с нами!

Один из приёмов — сочетание двух секционок (или вязание длинносекционной пряжи с разных концов одного мотка). Это может быть и жаккард, и просто любой рисунок, подходящий под вязание двумя и более цветами. Из моих личных проектов – отлично удалась шапочка сотами, получившаяся из одного мотка Schoppel Gradient. Хорошо получаются шали — особенно те, где гладь чередуется с ажуром (полоски глади можно также сделать однотонными). Если вязать шаль без этих «перебивок» другим цветом, то будет очевидно, что чем меньше петель в ряду — тем шире полоса, и к кайме полосы цвета становятся совсем узкими. Если же есть чередование полос — эта разница в ширине не так заметна.

Двусторонний шарф Happy Dots от Kalinumba из Schoppel Zauberball.

Шапочка Quest for a Man by Laura Nelkin из одного мотка Schoppel Gradient.

Интересные эксперименты cочетания короткосекционной пряжи с самой собой — у дизайнера Lea Victoria. Ее шали и палантины вяжутся то вдоль, то поперек — в итоге вещь выглядит связанной из разной пряжи в единой цветовой гамме

Strandwanderer by Lea Viktoria.

Вторая скрипка

Секционная пряжа накладывает на нас множество ограничений — под любую из них надо тщательно подбирать и модель, и рисунок. Она хоть и делает вещь эффектной, но беззастенчиво доминирует. И мне всегда хотелось придумать некий рецепт, который эту доминанту превратил бы в “скромное обаяние”. Чтобы суть секционки раскрылась, но главной при этом осталась бы сама вещь, а не её “раскраска”. Один из таких способов открылся совершенно случайно — я увидела однотонную пряжу (“Элитная” от “Пехорки”), цвет которой идеально совпадал с одной из секций тончайшего мериноса Jojoland Harmony, и решение пришло само собой –эти две пряжи смешать. Получилось волшебно — лёгкий, едва заметный переход, который то ли есть, то ли его нет, играющий оттенками при разном освещении. Эта небольшая шаль-бактус сразу стала моей любимой вещью, которую я ношу в сезон постоянно. Дальше я экспериментировала с другими смесями в той же пропорции, и каждый раз один и тот же результат — неуловимые, но притягивающие взгляд переливы цвета, которые не мешают раскрыться узору. Я пробовала добавлять длинносекционку к пряже разной толщины и пришла к выводу, что лучший результат получается, когда однотонная пряжа в два раза толще секционной.

Можно использовать секционную пряжу в качестве акцента в однотонном изделии. Смело берем любую модель, где предполагается небольшая отделка другим цветом — и вяжем эту отделку из длинносекционной пряжи. Например, в шали Kelpie by Jared Flood из каталога Brooklyn Tweed Winter 14 можно заменить секционной пряжей тонкие цветные полоски в кайме. И чем ярче секционная пряжа — тем эффектней вещь.

Интересный результат даёт «сеточка» из однотонного узора поверх секционной пряжи – причем длина секций может быть любой. Так, например, носки с узором Broken Seed Stitch by Hanna Leväniemi — моя любимая модель носков уже на протяжении нескольких лет, и какую только пряжу я не использовала! Результат всегда прекрасен.

И, наконец, ещё один рецепт «усмирения» капризной секционки — меланжирование. Если вязать в две или даже три нити — не будет никакой короткосекционной ряби, зато расцветка получится неповторимой.

Мы остановились только на основных приёмах, но эта тема неисчерпаема. Если вы также беззаветно любите секционку, как я — наверняка у вас уже есть свои собственные секреты её успешного применения. А если пока нет — они обязательно появятся, стоит только погрузиться в этот разноцветный мир.

Елена Фортуна
специально для журнала Knitted Dreams Magazine